В мире странностей

Источник:  "ТелеСемь", 25 июня - 1 июля 2001, N 388

Американцы - большие доки в вопросах потустороннего мира и его мрачных реалий. У них даже есть небольшой частный Центр Научных Расследований, занимающийся исключительно паранормальными явлениями. Архивы Центра, разумеется, строго засекречены. Точнее, были засекречены, пока актер, писатель, продюсер и охотник за привидениями в третьем поколении Дэн ЭЙКРОЙД не вытащил их на свет божий в сериале "ПСИ-ФАКТОР".

Естественно, первой и главной целью и задачей продюсеров было как можно дальше "развести" "Пси-фактор" с "СЕКРЕТНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ". В "Пси-факторе" действует группа единомышленников, которым платят за то, за что Малдера со Скалли регулярно пытаются выбросить с работы. Да и дела у пси-компании сначала носили чисто научный характер, а зрелищности им явно недоставало. "Мы не хотели снимать сериал о привидениях, - важно рассуждал продюсер Джеймс НЭДЛЕР, - нам интересно было показать реакцию человека на привидения, ход его мысли, ведущей к разгадке тайны".

Ко второму сезону стало понятно, что смотреть на перепуганных домохозяек, чьи дома последовательно подверглись нападению полтергейста и команды унылых дяденек в скафандрах биозащиты, широкие народные массы не привлекает. К тому же сначала серии были получасовыми, то есть на саму историю у актеров оставалось не больше двадцати минут экранного времени, в результате чего сюжет несся вперед как курьерский поезд, теряя детали и оставляя за бортом зазевавшихся героев. В довершение ко всем бедам протоколы Центра оказались - какой сюрприз! - написаны шершавым канцелярским языком, перегруженным специальной терминологией. Попытка воспроизвести этот текст на экране погружала в кому не только слабонервных зрителей, но и самих актеров. Даже дипломированный биолог Нэнси Энн САКОВИЧ понимала только половину того, что говорила. К тому же ей обещали, что ее великолепная, тщательно поддерживаемая спортивная форма и знание боевых искусств тоже найдут свое применение в сериале, но пока бывшей модели приходилось только делать умный вид и разучивать короткие фразы на разных языках.

Продюсеры решили чуть-чуть оживить действие, пригласив на одну из ролей более известного актера. Выбор пал на Мэтта ФРЮЭРА, хотя до этого Мэтт в силу весьма необычной внешности специализировался или на злодеях, или на озвучивании мультфильмов. Но актер сценарий отверг. "Я ничего не понимаю, - пожаловался он. - Похоже на "Секретные материалы" без бюджета". Единственное, что его подкупало, - это возможность не уезжать далеко от дома.

Несмотря на то что Мэтт родился в США, он почти всю жизнь живет в Канаде. Туда он перевез свою жену-англичанку, там родилась его дочка и там же, в окрестностях Ванкувера, снимался "Пси-фактор". Как, впрочем, и пресловутые "Секретные материалы". Поняв, что актер колеблется, продюсеры разрешили ему перекраивать сюжеты по своему усмотрению и "убили" одного из главных героев - старшего группы Коннора Дойла, чтобы герой Мэтта мог занять его место.

Актер Пол МИЛЛЕР не был в претензии - он и так собирался покинуть сериал, чтобы освободить время для театра. Его бесконечные опоздания со спектаклей и репетиций и так уже влетели продюсерам в изрядную копеечку. Мэтт, даже на досуге предающийся написанию сценариев с таким же пылом, с каким другие люди вяжут или разгадывают кроссворды, не смог упустить шанс отточить мастерство на "живом" сериале. Тем более что во втором сезоне серии "Пси-фактора" стали часовыми, а герои заговорили на языке, доступном не только членам-корреспондентам Академии наук. В сериале нашлось место даже юмору - создателям "Пси-фактора" принадлежала идея впервые представить широкой публике... лысого оборотня.

Зато Эйкройд был не слишком доволен тем, что "Пси-фактор" стал менее документальным. Ко всяким паранормальностям он относится с убийственной серьезностью, а криминалистику даже в колледже изучал. Это у Эйкройдов семейное. Его прапрадед переписывался на спиритические темы с литературным отцом Шерлока Холмса Артуром Конаном ДОЙЛОМ. Дед предпочитал общаться с духами напрямую в старом сарае, который после перешел по наследству к отцу Дэна вместе со всеми столами, свечами и самоходными блюдцами. Посему Дэну и хотелось, чтобы с таким трудом выцарапанные у Центра дела "расследовались" на экране строго по протоколам. Но у шоу-бизнеса свои законы, которые в свое время уже заставили актера со слезами на глазах переписывать собственный трактат о правилах общения с духами в двухсерийную комедию "ОХОТНИКИ ЗА ПРИВИДЕНИЯМИ".

"Пси-фактор" просуществовал на экранах четыре года, но и за этот не слишком большой для сериала срок некоторые актеры успели слегка "повредиться в уме". Например, Найджел БЕННЕТ (Фрэнк Элсингер) написал и издал роман о вампирах. Лауреат "Эмми" Майкл МОРИАРТИ (Келли) с головой ушел в поэзию, надеемся безвампирную. Барклай ХОУП (Эксон) заинтересовался индийскими духовными практиками и теперь активно приобщает к ним всю семью - жену и троих детей. О том в каких экстрасенсов вырастут три дочки самого Дэна Эйкройда, даже думать страшно. Похоже, столкновение с потусторонним миром, пусть и на экране, действительно ни для кого не проходит даром.


Возврат к списку