Каждый вечер в привычное время человека начинает клонить ко сну. На семь или восемь часов он как бы полностью отключается от внешнего мира, уходит в тихое общение с самим собой.
Почти треть своей жизни люди проводят во сне. Из этого времени около пяти лет отданы сновидениям. По статистике 60% снов приходится на зрительные сны со звуковым сопровождением. Лишь пятая часть снов обонятельные и вкусовые. А 35% снов вобрали в себя слуховые, зрительные, осязательные и термические ощущения.
Обычно длительность сновидений в течение ночи не превышает двух часов. Неприятные сны сняться в два раза чаще, чем приятные.
Проблемы гипноза не менее интересны, чем проблемы сна, т.к. гипноз – это частичный сон, или временное измененное состояние сознания, вызванное действием гипнолога и характеризующееся прежде всего повышенной внушаемостью и управляемостью.
Природа сна и сновидений во все времена занимала ум человека. Да и могло ли его не интересовать то во многом загадочное состояние, в котором каждый человек пребывает треть своей жизни и которое к тому же сопровождается странной психической деятельностью, проявляющейся отсутствием сознания и наличием сновидений. А сколько мифов и легенд связано со сном и сновидениями.
Первобытный человек был склонен воспринимать события, виденные им во сне, как реально существующие. Он далеко не всегда мог отличить яркий, эмоционально окрашенный эпизод, родившийся в воображении, от фактической реальной действительности. Еще в сравнительно недавние времена у некоторых народностей пережитое во сне считалось реальностью. Так, у чироки, пишет Л. Леви-Брюль, существует обычай, согласно которому человек, видевший во сне, что он был укушен змеей, должен быть подвергнут тому же лечению, которое применяется при действительном укусе змеи: считается что его укусил “дух-змея”. Именно то обстоятельство, что первобытный человек видел себя во сне в самых различных местах, послужило ему поводом для заключения о существовании “души”, которая во время сна покидает тело и свободно странствует в мире. Поэтому, например, папуасы из Новой Гвинеи утверждают, что, если колдуну удастся схватить душу спящего в момент сновидения, тот уже больше не проснется.
Представление о том, что во сне человека посещают духи умерших предков и руководят им в повседневной жизни, длительное время сохранялось у многих народов. Содержанию же сновидений придавалось важное значение, им руководствовались при выполнении обрядов, при проведении ритуальных праздников и церемоний, при решении важных общественных и хозяйственных вопросов. Во втором веке до н. э. древнегреческий писатель Артемидор Эфесский составил обширное руководство под названием “Толкование сновидений”, в котором изложил накопившийся к тому времени опыт толкования снов. Следует отметить, что уже в этом труде делаются различия между сновидениями, возникающими по физиологическим причинам, и сновидениями, имеющими значение для предсказания будущего. Кроме того, выделяются сновидения, соответствующие действительности, и сновидения аллегорические, а также типические сновидения, позволяющие определять душевное состояние человека, в связи с чем автор советует: “ Узнай характер человека , прежде чем толковать его сны, чтобы не сделать ошибки”.
Характерно, что символические толкования некоторых образов сновидений Фрейдом совпадают с толкованием Артемидора. Небезынтересно привести и следующие факты, свидетельствующие о напористости последователей Артемидора уже в наше время. В 1923 году в Лейпциге был издан “Малый египетский сонник”, в 1934 году в Париже издается книга парижской гадалки мадам де Тебе “Загадка сновидений”, а также “Большой сонник” некоего Фебе.
Взгляды философов Древней Греции на сновидения отражали мифологические представления о наличии души у человека, животных и у каждой вещи и были связаны с одухотворением сил и явлений природы. Так, пифагорейцы населяли воздух душами - демонами и героями, посылающими сновидения людям и животным. Согласно Гераклиту, душа во сне неразумна и находится в состоянии забытья, так как выключена из связи с окружающим миром. Однако уже Демокрит высказал замечательную мысль о том, что сущность сновидений заключается в продолжении автоматической работы мозга при отсутствии восприятия. Сократ верил в божественное происхождение сновидений и допускал, что сны могут предвещать будущее. Платон считал сновидения проявлениями деятельности души.
Величайший мыслитель древности Аристотель посвятил проблеме сна трактаты “О сне”, “О вещих сновидениях”. Сон, по мнению Аристотеля, есть реакция организма на концентрацию, сгущение теплоты в глубине тела. Он отрицает божественное происхождение сновидений и включает их в круг явлений природы. Образы сновидений, по его мнению, - не что иное, как результат деятельности наших органов чувств. Ощущение, продолжающееся после удаления его источника, есть уже не восприятие, а представление. Следовательно, образы сновидений суть представления.
Снам у греков придавалось особое значение. Существование так называемых вещих снов не подлежало сомнению. Сны толковали в каждом доме, а в особо важных случаях обращались к специалистам - толкователям снов.
Заслуживают внимания взгляды на природу сна великого врача древности Гиппократа (ок.460-ок.370гг. до н. э. ) в дошедшем до нас сочинении “О сновидениях”, принадлежащем одному из его учеников, говорится: “Кто имеет правильное понятие о признаках, проявляющихся во сне , тот найдет, что они обладают большой силой для всякой вещи. Действительно, душа в то время, когда она обслуживает бодрствующее тело, разделяется между несколькими занятиями и не принадлежит самой себе, но отдает известную долю своей деятельности каждому занятию тела: слуху, зрению, осязанию, ходьбе, всем телесным занятиям; таким образом, рассудок не принадлежит себе. Когда же тело отдыхает, душа, движущаяся и пробегающая части тела, управляет своим собственным жилищем и совершает сама все телесные действия. Действительно, спящее тело не чувствует, а она - душа, - бодрствуя, познает, видит то, что видно, слышит то, что слышно, ходит , осязает, печалится, обдумывает, исполняя на небольшом пространстве, где она есть во время сна, все функции тела.”
Интересно, что содержание сновидений, согласно идеям древнего автора, может являться основанием не только для выводов о состоянии своего здоровья, но и для непосредственных практических действий профилактического характера.
Влияние сна на здоровье и диагностическая роль сновидений признавались и в тибетской медицине, сведения о которой содержатся в обширном труде “Жуд-Ши” (“Четыре основы”). Согласно этому учению, сновидения могут быть следствием шести причин: “видят во сне то, что видели наяву, то, что слышали, то, что имели, то, что чувствовали, то, что надеялись сделать, или, наконец, бывают сны, которые предвещают серьезное расстройство питания, т.е. заболевание.” По мере развития естествознания возникали различные теории, пытавшиеся научно объяснить механизмы сна. Однако эти теории не раскрывали причин чередования сна и бодрствования и не давали никаких разъяснений этих явлений.